В России могут значительно поднять сборы за аэронавигацию с авиакомпаний
Государство планирует направить вырученные деньги в Фонд развития инфраструктуры аэропортов. Он занимается капитальным ремонтом воздушных гаваней
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Сборы за аэронавигацию с авиакомпаний могут резко повыситься. ФАС предлагает увеличить сборы на внутренних рейсах на 37%, а для зарубежных маршрутов — в два раза, а полученные средства направить в созданный по поручению российского президента Фонд развития инфраструктуры аэропортов. Он необходим для проведения капремонта региональных аэродромов.
Ранее экс-глава Минтранса Виталий Савельев заявлял, что из 228 российских аэродромов 116 требуют реконструкции. Ремонт 75 из них пройдет за счет бюджетных средств, на остальные направят деньги фонда. О том, как увеличение трат авиакомпаний отразится на пассажирах, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Вопрос повышения ставки аэронавигационных сборов обсуждается уже достаточно давно. Цель этого повышения — не увеличение бюджета как таковой госкорпорации по организации воздушного движения, а создание специального фонда для реконструкции и ремонта аэродромной сети, в первую очередь региональных аэропортов России. То повышение, которое сейчас обозначено, предполагает значительное увеличение аэронавигационных сборов на внутренних линиях и двукратного увеличения для международных полетов. Однако если посмотреть на структуру себестоимости авиаперевозки, то аэронавигационные сборы в них составляют единицы процентов, то есть очень незначительную часть стоимости авиабилета. И повышение, даже двукратное увеличение тарифов на международных линиях, не приведет к значительному подорожанию конечной стоимости авиабилета. Во всяком случае, по уверениям Росавиации, это составит в среднем до 150 рублей. Даже если предположить, что увеличение стоимости билета составит не 150, а 200 или 300 рублей, при цене билета в одну сторону в 10-15 тысяч рублей эти даже 300 рублей прибавки мы по большому счету и не заметим. В целом ничего страшного в этом я не вижу. В то же время создаваемый фонд — на эти средства можно будет реконструировать около десяти аэропортов в год. Это укладывается в программу федерального правительства и Минтранса, и в предыдущие годы мы ремонтировали, реконструировали порядка 10-12 аэропортов ежегодно, и сейчас, до 2030 года, предстоит реконструкция около 50 аэропортов, это тоже около десяти аэропортов в год. Так что темпы сохраняются, и этого будет достаточно для того, чтобы поддерживать аэродромную сеть Российской Федерации в удовлетворительном состоянии».
Ранее российские авиакомпании, в частности «Аэрофлот» и S7, выступили против повышения сборов. Перевозчики отмечали, что расходы авиакомпаний в аэропортах и так выросли, а в некоторых терминалах после реконструкций стоимость обслуживания рейса увеличилась вдвое.
Смотрите также:
ДМС: забота о сотрудниках или бизнес?
Искусственный интеллект в помощь работодателю
Как найти идеального «сейлза»?
Как не нужно вести себя на собеседовании?
Резюме: стереотипы и реальность
Распространенные штампы о женской карьере
Ставки аэронавигационных сборов зависят от максимальной взлетной массы воздушного судна. Наиболее распространенные в России Airbus A320 и Boeing 737-800 входят в категорию «от 50 до 100 тонн». Таким образом, как отмечают в ФАС, для таких самолетов ставка за каждые 100 километров вырастет с нынешних 1,2 тысячи до почти 1,7 тысячи рублей на внутренних рейсах, и с 4,5 тысячи до 9 с лишним тысяч рублей — на международных. О чем говорит такая разница ставок? Говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев исполнительный директор агентства «Авиапорт» «В большей степени повысятся ставки сборов за обслуживание международных рейсов. У нас нет задачи приоритетно развивать международные перевозки, напротив, стоит задача максимально поддерживать полеты на внутрироссийских линиях. Во-первых, считается, что международные рейсы более доходные, более рентабельные для авиакомпаний, поэтому у них есть возможность с меньшим влиянием на стоимость билета потянуть повышенные расходы. И немаловажный фактор — у авиационных властей нет желания оказывать серьезное давление на себестоимость перевозок на внутренних линиях. Именно внутрироссийские перевозки, обеспечение территориальной связанности является приоритетом для наших авиационных властей, поэтому повышение ставок сборов при полетах на внутрироссийских направлениях значительно менее весомо, чем при полетах на международных линиях. Публикации СМИ говорят об индексации в 2021-2022 годах, но при этом надо напомнить, что фактически отрасль длительное время в прошлом десятилетии жила без существенных индексаций ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, госкорпорация фактически основную часть своих доходов получала от обслуживания транзитных рейсов иностранных авиакомпаний, следующих в воздушном пространстве России. И это позволяло госкорпорации не повышать ставки сборов, несмотря на то что расходы росли и из средств госкорпорации финансировался ряд проектов в интересах отрасли. Сейчас ситуация такова, что это накопленное отставание в индексации тарифов было бы вполне уместно устранить. И кроме того, в 2020 году на фоне пандемии в интересах поддержки устойчивости авиатранспортной отрасли были введены грандиозные скидки на аэронавигационное обслуживание».
Отмечается, что для самолетов зарубежных авиакомпаний ставки за аэронавигацию, которые всегда были выше внутренних тарифов, напротив, предложено снизить на 9-10%. Сохранится понижающий коэффициент к ставке сбора для маршрутов внутри Дальневосточного федерального округа.
Ранее в Росстате подсчитали, что средняя стоимость перелета экономклассом за семь месяцев 2024 года увеличилась на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, на 100 километров пути цена составила более 9 тысяч рублей. В июле средняя стоимость авиабилета этого же класса составляла 7614 рублей.