«Яндекс» запустил сервис по удержанию налога для самозанятых таксистов
К нему подключили уже 29% таксистов. В чем смысл автоматической уплаты налога на профессиональный доход через агрегатор?
Фото: Ольга Володина/Фотобанк Лори
Компания «Яндекс» уже несколько месяцев тестирует сервис по автоматической уплате налогов для самозанятых водителей такси. Сейчас к сервису уже подключены свыше четверти всех водителей, выполняющих заказы через «Яндекс. Такси».
Налог рассчитывается и удерживается с каждого заказа, выполненного самозанятым таксистом, работающим на сервис «Яндекса». Если водитель сотрудничает с другими платформами, налоги с их заказов придется уплачивать самостоятельно. Раз в месяц «Яндекс. Такси» направляет удержанные налоги в ФНС. За первые месяцы тестирования, включая май, в бюджет будет перечислено почти 0,5 млрд рублей налогов самозанятых таксистов, сообщили Business FM в пресс-службе «Яндекс Go».
Понятно, что никаким налоговым агентом платформа не является. По закону у нее нет никакой обязанности перечислять налоги за водителей и нести за это ответственность. В отличие, например, от работодателей, которые уплачивают подоходный налог за своих наемных работников.
Речь идет именно о сервисе, который облегчает уплату налога самозанятым таксистам. Они, кстати, не против. Вот что рассказал Business FM водитель «Яндекс. Такси» Андрей:
«Да, я раньше раз в месяц перечислял деньги в налоговую по самозанятому. А сейчас у меня снимаются деньги — налог на профессиональный вид деятельности с каждого заказа, и «Яндекс» раз в месяц перечисляет за меня, это очень удобно. Действительно, что-то они сделали удобное для водителей. Я пользуюсь этим, да, мне они подключили, другому коллеге не подключили. Вот он кричит, ругается, говорит: «Негодяи, почему мне не подключили?»
Услуга оказалась популярной. Второй выбранный наугад редакцией радиостанции водитель «Яндекс. Такси» тоже пользуется новым сервисом. Конечно, необходимости в этом нет, все налоги самозанятых рассчитываются автоматически в приложении «Мой налог». Все, что требуется, — это раз в месяц их заплатить. Но психологически намного комфортнее списывать каждый день небольшие суммы, рассказал таксист Александр:
— Когда работаешь самозанятым, ты ничего не рассчитываешь и никакие документы не заполняешь. Все формируется в приложении «Мой налог». Единственное, в чем проще, в том, что ты не сразу отдаешь эту сумму, а платишь маленькими—маленькими частями, и это вроде как незаметно. Суммы от заказов небольшие, где-то 20 рублей, где-то 30 рублей, а в итоге набегает сумма хорошая. Как-то одним разом ее отдавать тяжеловато в силу моральных устоев, а когда потихонечку-потихонечку накапливаются, и они сами оплачивают, ну, это, в принципе, все ребята говорят, хорошая штука.
— Чем самому «Яндексу», агрегатору, это выгодно, почему они становятся агентами?
— Ну, я думаю, они за это всегда плюшки какие-то имеют, потому что «Яндекс» ничего просто так делать не будет.
Идея сделать цифровые платформы налоговыми агентами может быть оформлена законодательно. Весной был подготовлен новый вариант законопроекта о регулировании занятости курьеров и таксистов, сообщали «Ведомости».
читайте также:
Новейшие разработки в сфере технологий
Как предотвратить масштабные кибератаки
Эффективные способы защиты бизнеса
Где безопасно хранить свои данные?
Импортозамещение: с какими сложностями столкнулись компании?
Искусственный интеллект: стоит ли опасаться?
Согласно документу, агрегаторы будут исчислять и уплачивать за самозанятого налоги. Что от этого получит бюджет, не очень понятно: собираемость налогов самозанятых это вряд ли повысит, а вот для цифровых платформ в этом есть смысл. Например, «Яндекс» благодаря новому сервису получает доступ к бесплатному краткосрочному финансированию. Такое мнение высказала руководитель корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия» Ирина Егорова:
Ирина Егорова руководитель корпоративной и налоговой практики компании «Интерцессия» «Яндекс» предлагает с каждого платежа удерживать сумму налога и перечислять ее в срок уплаты налога, то есть фактически распоряжаться денежными средствами таксистов и курьеров в течение достаточно длительного времени. Если мы говорим об увеличении таким образом собираемости налога, я бы не стала здесь приводить аналогию с налоговыми агентами, которые осуществляют перечисление НДФЛ в рамках трудовых отношений. Почему? Если мы говорим о таксистах, которые осуществляют уплату налога на самозанятых ежемесячно, и чаще всего они пользуются функционалом автоплатежа, но редко у них возникает какая-то недоплата, потому что они продолжают свою деятельность, получают деньги на свою карту, с которой ФНС, зная о сумме, которую они получили, списывает налоги».
Похоже, стать налоговым агентом, причем не только для самозанятых, хотят и маркетплейсы. Так, основательница Wildberries Татьяна Бакальчук в своей колонке для РБК рассказала о том, что онлайн-площадки при продаже товаров могли бы удерживать налоги с продавцов в зависимости от их системы налогообложения. По словам Бакальчук, это будет «благоприятный эффект» для бизнеса, но какой именно — она не уточнила.