Выставить щит: операторам наружной рекламы разрешат продлевать договоры без торгов
Надолго ли примут льготную меру и чего ждут от компаний взамен
Депутаты Госдумы предложили закрепить возможность продления в 2024 году на 10 лет договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Для этого операторы должны будут, в частности, размещать социальную рекламу в размере 10%, а не 5%, как сейчас. Законопроект был внесен в ГД 22 февраля. Участники рынка отмечают, что инициатива позволит исключить риски простоя наружных рекламных конструкций, а также больше вкладываться в собственную инфраструктуру и импортозамещающие технологии.
Увеличили срок
Сегодня закон «О рекламе» ограничивает срок предоставления права на установку рекламных конструкций десятью годами. В 2022 и 2023 годах была внесена поправка, согласно которой операторам предоставлялась возможность пролонгации договоров на один год. На данный момент срок этой нормы уже истек.
Депутаты от всех фракций («Единой России», КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР и др.) вновь подготовили инициативу по аналогии с прошлыми изменениями. Они предлагают предусмотреть временную меру в виде продления существующих договоров в 2024 году на срок до 10 лет с возложением дополнительных обязательств. В частности, установить ежегодную индексацию платежей на размер уровня инфляции — это нужно для нивелирования упущенных доходов бюджетов, объясняется в пояснительной записке.
Также в документе сообщается, что операторы наружной рекламы в случае продления договоров должны будут размещать социальную рекламу в размере 10% годового объема. Сейчас такая квота составляет 5%.
Реализация законопроекта позволит ускорить развитие внутреннего рынка за счет цифровизации рекламных конструкций, а также сделать их более привлекательными и доступными для субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе и по стоимости, говорится в пояснительной записке.
Решение продлить действие договоров — это нормальная антикризисная мера в ситуации, когда привычные рекламодатели ушли с рынка РФ, заявил «Известиям» депутат Госдумы (ЛДПР), соавтор законопроекта Станислав Наумов. Норма позволит участникам рынка накопить определенные инвестиции.
— Наружная реклама не стоит на месте, это вовсе не растяжки на транспарантах на дорогах, это современные электронные экраны, которые дорого стоят, — пояснил депутат. — На нас вышли участники рынка и попросили, чтобы мы учли чехарду с перераспределением мест под уже установленные рекламные табло, ведь это дестабилизирует рынок.
По его словам, законопроект также дает возможность общественным организациям использовать 10-процентную квоту для соцрекламы на продвижение своих товаров и услуг.
По словам еще одного соавтора законопроекта депутата «Единой России» Дмитрия Гусева, предложенное регулирование должно поддержать операторов наружной рекламы во время их перехода с билбордов на цифровые носители.
— Новые правила позволят создать условия для стабильного планирования деятельности бизнеса в этот период, — подчеркнул он. — Более того, государство получит дополнительные 3–5 млрд рублей в год, которые можно будет использовать на социальную рекламу. Согласно действующему законодательству, на продвижение своих ценностей власти могут использовать 5% от общей площади, но наши предложения позволяют увеличить эту долю до 10%. С учетом объема рынка минимум в 60 млрд рублей государство получит дополнительные средства на такое продвижение.
Справка «Известий»
Рынок Out of Homе, в который входит наружная реклама, по итогам 2022 года вырос на 6% к 2021-му и составил 47,6 млрд рублей, согласно информации Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Данные по 2023 году ассоциация еще не представила.
По данным АКАР, в январе–июне 2023 года рекламный рынок России увеличился на 27% относительно соответствующего периода 2022 года и составил 315 млрд рублей. Кроме того, известно, что во II квартале 2023 года фактически все сегменты и подсегменты рекламного рынка продемонстрировали положительную динамику. В целом в этот период объем рекламных бюджетов российского рынка вырос на 50%, прирост ко II кварталу 2021 года составил 25%.
Стабилизация рынка
В крупнейшем российском операторе наружной рекламы Russ Outdoor заявили «Известиям», что всегда поддерживают инициативы, которые приводят к развитию рынка наружной рекламы, повышению его технологичности и прозрачности.
— Предложенные меры стабилизируют рынок и дадут возможность операторам сосредоточиться на развитии, больше вкладываться в собственную инфраструктуру, импортозамещающие производства и технологии, — отметили в компании.
Там подтвердили негативную тенденцию по торгам, в рамках которых разыгрываются конструкции на размещение.
«Известия» также направили запросы и другим игрокам рынка, а также в Ассоциацию коммуникационных агентств России.
Сама возможность пролонгации договоров не вызывает существенных возражений, отметил председатель комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга Владимир Рябовол. По его словам, условия предоставления такой опции должны обсуждаться дополнительно, с учетом мнения экспертов ФАС, а также правового и бюджетно-финансового блока субъектов РФ.
Он добавил, что инициатива депутатов ГД требует дополнительного изучения и всесторонней оценки как с точки зрения права, так и финансовых прогнозов на предмет возможного сокращения поступлений в бюджет субъектов РФ.
Основная цель вносимых изменений — исключить риски простоя наружных рекламных конструкций, а также снижение уровня возникновения ситуаций, когда проведение торгов и сдача участков под рекламные объекты становятся слишком затяжным процессом, объяснил «Известиям» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
— Поправки позволяют продлевать в текущем году договоры аренды на установку и эксплуатацию конструкций на участках, находящихся в госсобственности, что из-за действующих норм «Закона о рекламе» ограничивает срок предоставления такого права только десятью годами. Таким образом, те договоры, которые должны были истечь в этом году, будут продлены, что не допустит простоя и недополучения местными бюджетами средств от операторов наружной рекламы, — сказал эксперт.
Учитывая текущую экономическую повестку, предлагаемые изменения более чем актуальны. Поправки укрепляют ранее принятые меры по пролонгации таких договоров в 2022 и 2023 годах, добавил он.